Пишите мне на mail@vladstarostin.ru. Подписывайтесь через RSS
4 июня 2023
Литературоведческая книга, пытающаяся проанализировать весь корпус текстов, оставленных Сталиным. Речь не только о письменных произведениях, но и всяких речах, выступлениях и интервью. Никакой объективности в отношении к самой фигуре Сталина у автора нет, он его явно ненавидит и не пропускает ни одного случая, чтобы не отметить ту или иную стилистическую ошибку. Я сам не испытываю симпатии к Сталину, но местами эти нападки выглядят прямо натянутыми. Ну скажем, «выступая в Кремле перед работниками высшей школы, Сталин поднял тост „за науку, которая <...> готова передать народу достижения науки“; „за науку, которая понимает смысл <...> союза стариков науки с молодыми людьми от науки“». Боже мой, наука «раздваивается» и «анимизируется». Косновато сказано, да, но смысл-то понятен, да и речь устная. Когда автор не приводит цитаты, он упражняется в оскорбляющий эпитетах. Тут и «шизофренический внутренний диалог», и «смехотворное, гунявое словоблудие», и моё любимое:
И всегдашней особенностью Сталина будет это соединение алтарного догматизма с неимоверной тактической изворотливостью, трупной застылости — с поистине нечеловеческой живостью особого, богомольного упыря.
Во владении языковой эквилибристикой автору не откажешь.
Что же касается самого анализа текстов, то получилось интересно. Автор скрупулёзно находит общие темы, пытается найти их источники у других авторов и пытается увязать эти темы с историей большевизма в целом. Источников и тем много, не буду их тут пересказывать, если интересно — почитайте.
Как и всегда в литературоведческих работах, меня поражает уверенность автора в своих выводах. Скажем, он утверждает, что Сталин взял свой псевдоним из рассказа Алексея Емичева «Рожок», там был герой с такой же фамилией. Окей, хорошая гипотеза, но нет, автор прямо пишет: «Что ж, „тайна сия“ теперь окончательно разъяснилась». Почему окончательно? Непонятно.
Читается не очень легко, но мне было интересно.
Продолжаю читать сборник рассказов Виана. На текущий момент это мой любимый рассказ здесь. Всё тот же абсурд, как и в других рассказах, но ещё и цветистые описания всего, чего только можно (я не понял, это искреннее или очередной стёб), и персонаж с относительно понятной целью. Прямо идеальный абсурдистский рассказ.
Как всегда нет смысла рассказывать, о чём рассказ. Примерно о том же, о чём писал Хармс, — о затейливом переплетении непереплетаемого.